Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.

За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.

Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.

Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.

Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки

Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.

Симптомы задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
  • 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
  • 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
  • 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.

Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка развития речи и психической деятельности у детей не представляют собой самостоятельные заболевания. Это результат отклонений, возникших в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Существуют следующие факторы, которые способствуют задержке речевого и психического развития:

  1. Болезнь матери во время беременности. Ненормальное развитие плода может произойти вследствие проникновения инфекции, травмы, отравления.
  2. Гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе матери.
  3. Тяжелые условия родов, такие как стремительные или неполные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода или травма в момент рождения, такие как перинатальная энцефалопатия, травма центральной нервной системы или травма шейного отдела позвоночника.
  4. Перенесенные детством тяжелые инфекции, которые вызывают заболевания мозга, а также полученные травмы и травмы головы.
  5. Генетические и хромосомные нарушения, которые сопровождаются отклонениями в структуре мозга.
  6. Неправильное воспитание ребенка, когда дети растут без должного внимания или наоборот - слишком сильных и строгих родительских методов. Они могут также выходить из дисфункциональных семей.
  7. Тяжелый психический стресс и травма, полученные в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызвать задержку психического и речевого развития:

  1. Врожденные аномалии центральной нервной системы;
  2. Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  3. Ишемия головного мозга;
  4. Гидроцефалия;
  5. Повышенное внутричерепное давление;
  6. Детский церебральный паралич (ДЦП);
  7. Опухоль головного мозга;
  8. Патологии сосудов головного мозга;
  9. Лейкодистрофии;
  10. Нарушение ликвородинамики.

Нужно подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Корректировать нужно не только ЗПРР, но и причины ее возникновения в первую очередь.

Аутизм, связанный с ЗПРР

Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.

  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
  • Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
  • Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
  • Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
  • Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.

Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.

Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять

Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *