Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?
Контрафакт продолжает проникать в жизнь россиян
Согласно отчету Федеральной таможенной службы, только за первый квартал 2022 года было выявлено 4,6 миллиона поддельных товаров. Полагаться на параллельный импорт, кажется, также не стоит - такое мнение высказали эксперты ФТС. По словам представителей ведомства, контрафакт всегда будет присутствовать на рынке, поэтому бизнесу важно позаботиться о своих правах и найти способы защиты интересов. Причиненный ущерб от продажи поддельных товаров составил 870 миллионов рублей. В этой статье мы подробнее расскажем о том, как контрафакт опасен для каждого из нас, и как бизнес может защитить свои права.
Что такое контрафакт?
Вероятно, термин «контрафакт» имеет французские и латинские корни. В иностранных словарях он переводится как подделка, а его составляющие - "contra" и "facere" - обозначают "против" и "делать" соответственно (Еськова С. П., Коварда В. В., 2016).
Как уже упоминалось, понятие контрафакт часто встречается в законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации. Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, контрафактной считается продукция, изготовление или использование которой приводит к нарушению прав интеллектуальной собственности.
Часто на отечественном рынке можно встретить товары, которые имеют маркировку компаний-производителей с ошибками в названии, например, "Abibas" вместо "Adidas" или "Simenc" вместо "Siemens". Иногда же производители подделок не меняют логотип известных компаний, а просто копируют его и наносят на продукцию собственного производства. Все это считается контрафактом.
Кроме того, в контрафакт можно отнести распространение музыкальных, художественных и литературных произведений, использование запатентованных технологий без разрешения правообладателей.
Не забывайте проверять товарные знаки своих поставщиков, чтобы избежать проблем с контрафактной продукцией и нарушением прав интеллектуальной собственности. Как проверить товарные знаки поставщиков - изучайте самостоятельно.
Недостатки онлайн-шопинга
Один из главных недостатков онлайн-шопинга - риск столкнуться с подделками. В России наиболее подвержены подделкам такие товары, как алкоголь, табак, красная икра, одежда и обувь, детские игрушки, парфюмерия и косметика, лекарства, продукты питания, а также люксовые продукты.
Если вы замечаете на маркетплейсах дешевые товары известных брендов или товары в некачественной упаковке, то, скорее всего, это подделка. При выборе приобретаемого товара следует обращать внимание на следующие факторы:
- является ли продавец официальным представителем бренда;
- ИП не может быть официальным продавцом брендовых товаров;
- упаковка товара и его описание должны соответствовать качеству и не иметь ошибок;
- рекомендуется ознакомиться с отзывами и рейтингом продавца на площадке.
Если это возможно, рекомендуется приобретать товары у официальных дистрибьюторов, чтобы уберечь себя от покупки поддельных товаров. Некоторые производители также используют специальные маркировки, которые помогают отличить оригинальный товар от подделки.
Кроме того, существует возможность проверить товар на подлинность, воспользовавшись сервисами проверки кодов и штрих-кодов на упаковке продукта. Некоторые официальные сайты производителей также рекомендуют проверять данные о продукте на их сайте, чтобы убедиться в его подлинности.
Для защиты прав потребителей, товарные знаки могут быть зарегистрированы в таможенном реестре. В частности, это помогает предотвратить импорт поддельных товаров. Однако, такая регистрация подразумевает определенные процедуры и стоимость услуг обычно определяется индивидуально.
Какую опасность несет контрафакт?
Прежде всего, торговля поддельными товарами может нанести вред здоровью общества. Если речь идет о лекарствах и продуктах питания, то они могут стать причиной серьезных заболеваний. Во-вторых, как и любая незаконная деятельность, выработка и распространение фальшивых изделий не приносит доход государству. В-третьих, это отрицательно сказывается на интересах правообладателей, так как:
- Ущемляется их законная прибыль;
- Снижается спрос на оригинальный товар;
- Теряется доверие покупателей;
- Необходимо вкладывать большие средства в рекламу и продвижение оригинального товара, который был подорван брендированным контрафактом.
В статье рассмотрим виды недобросовестного поведения на рынке товаров и услуг - фальсификат, контрафакт и параллельный импорт - и разъясним различия между ними.
В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированный товар - это продукция, в отношении которой информация о производителе или составе не соответствует реальности. Однако, важно отметить, что фальсификат может быть законно произведенным товаром с нарушением технологии или состава. В этом случае, производители товаров не всегда нарушают права интеллектуальной собственности.
Контрафактный товар имеет более широкое определение и подразумевает нарушение прав интеллектуальной собственности. Продукция, которая имеет товарный знак, поддерживающий ее производительский бренд, но при этом является поддельной, является контрафактом. Это приводит к значительным экономическим потерям для компаний и возможным рискам для здоровья потребителей.
Однако, контрафактный товар следует отличать от продукции, поступающей в Россию в рамках параллельного импорта. Параллельный импорт - это законный вывод продукции, в данном случае, за пределы России и ее последующее ввоз в Россию без нарушения авторских прав. Однако, в тоже время, производители могут рассматривать это как нарушение их интересов.
В заключение, понимая различия между фальсификатом, контрафактом и параллельным импортом, мы можем принимать правильные решения и выбирать товары, которые соответствуют отечественным стандартам качества и не нарушают прав интеллектуальной собственности.
Нарушение прав интеллектуальной собственности подлежит защите со стороны государства. Существует несколько способов защиты прав на интеллектуальную собственность. При этом предприятия и предприниматели должны самостоятельно выбрать тот способ, который наиболее соответствует характеру нарушенного права и его последствиям.
По общему правилу гражданско-правовая ответственность за подделку продукции наступает только при наличии вины нарушителя. В этом случае доказывать отсутствие вины обязан сам нарушитель. Гражданско-правовыми мерами защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются: признание права на объект интеллектуальной собственности, прекращение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, изъятие и уничтожение материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации у незаконного владельца, публикация решения суда о факте нарушения.
Нарушители в сфере прав интеллектуальной собственности привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 1253 Гражданского кодекса РФ в качестве меры ответственности за неоднократное или грубое виновное нарушение прав интеллектуальной собственности предусматривает ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда.
Перед регистрацией интеллектуальной собственности следует проверить свой товарный знак на уникальность. По выбору правообладателя вместо возмещения убытков (а их довольно трудно обосновать) нарушителя в гражданско-правовом порядке могут обязать выплатить компенсацию.
Основными мерами административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности являются штраф и конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования для их создания и воспроизведения. Размер штрафа зависит от объекта посягательства, вида незаконных действий и субъекта правонарушения.
За нарушение патентных прав лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ или лишения свободы на срок до 2–5 лет. Если эти действия совершены организованной группой, срок лишения свободы может быть увеличен до шести лет.
Несмотря на наличие серьезных мер ответственности, производство и реализация контрафактной продукции продолжают оставаться распространенными явлениями в России. Если же права предпринимателя были нарушены, следует использовать различные гражданское-правовые, административные и уголовные меры защиты.
Методы борьбы с контрафактом
Для начала рассмотрим способы, которые упрощают выявление нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. В России для этого был создан специальный инструмент — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который начал работу в 2004 году. Для экспорта или импорта товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности в этой базе можно быстро выявить нарушения исключительных прав. Например, если товар внесен в реестр, то сотрудники таможни имеют право задержать его и провести проверку. При подтверждении факта подделки нарушитель привлекается к административной ответственности, а правообладатель получает возможность обратиться в арбитражный суд для получения компенсации.
Для внесения объекта (товарного знака, наименования места происхождения, объекта авторского или смежного права) в реестр необходимо обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением, рассмотрение которого может занять до одного месяца. Охрана этого вида предоставляется на два года со дня внесения объекта и может быть продлена неограниченное количество раз.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности насчитывает сейчас 5857 объектов, большая часть которых — товарные знаки. В товарной структуре преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.
Но если права нарушены, то применяются два основных способа борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности: досудебный и судебный порядок. Существуют формы досудебной защиты прав интеллектуальной собственности, такие как направление досудебной претензии нарушителю, обращение в полицию с заявлением о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности, а также обращение в антимонопольную службу.
Кроме того, можно предпринимать меры для восстановления нарушенных прав и прекращения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, такие как обращение к партнерам, заказчикам и покупателям нарушителя, сообщение в Роспатент об обстоятельствах, которые препятствуют законной регистрации товарного знака. Основная цель досудебных мероприятий — максимально быстро прекратить нарушение и достичь компенсации.
Однако, если такие меры оказались недостаточными, то остается только один путь – обращаться в суд. Споры об нарушении прав интеллектуальной собственности, рассматриваются в арбитражном суде. Для этого правообладатель или его представитель обращается в государственный орган с исковым заявлением в соответствии с процедурами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Начиная с 2013 года, появилась возможность подавать иск и вести дело в Суде по интеллектуальным правам.
Споры, связанные с правами интеллектуальной собственности, относятся к сложным, так как они могут быть связаны со специфическими правовыми вопросами, выявлением и доказательством факта нарушения, а также с большим количеством форм защиты прав.
Согласно данных Судебного департамента, в прошлом году арбитражные суды субъектов РФ рассмотрели более 20 000 дел об охране интеллектуальной собственности. Заявленные требования составили 139,4 млрд рублей, а в пользу правообладателей было взыскано 4,4 млрд рублей (в среднем по 283 000 рублей на каждое дело).
Между тем, продажа контрафакта часто обходится более прибыльно, чем реализация подлинной продукции, что отменяет любые усилия правообладателя по развитию бизнеса. Для защиты своих интеллектуальных прав следует зарегистрировать их и внести объекты интеллектуальной собственности в Федеральный таможенный реестр ТРОИС.
Кроме того, значимые события произошли и в текущем году. В мае 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ утвердило список товаров для параллельного импорта, а в июле и августе Минпромторг расширил перечень товаров новыми позициями.
Получение юридической помощи по защите интеллектуальной собственности
Сегодняшнее законодательство признает несколько методов защиты прав владельцев от действий нечестных конкурентов, которые занимаются производством контрафактной продукции. Тем не менее, для успешного использования этих методов необходимы значительные познания и опыт в данной сфере. Без помощи юриста в таких ситуациях не обойтись.
Борьбу со свободным распространением контрафактных товаров следует осуществлять только с помощью юриста, который предложит комплексную стратегию по предотвращению этого негативного явления. Сотрудничество с адвокатами и судебными юристами поможет:
- выявить вовремя контрафактную продукцию;
- получить надлежащее документальное подтверждение нарушения авторских и других прав;
- провести обязательное для любого дела предварительное расследование;
- определить способы защиты;
- обеспечить работу с государственными органами;
- осуществить сопровождение и выиграть дело в суде.
Руководитель практики распределения споров компании PATENTUS, Дарья Гжимек, поделилась инструкциями, как выбрать специалиста по интеллектуальной собственности и какую выгоду принесет обращение к таким профессионалам:
«По задачам юристов по интеллектуальной собственности - повышение скорости блокирования нарушений и получение максимально достойной компенсации. Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все инструменты, которые уже применяются в сфере.
Специалисты PATENTUS для сбора доказательств по делу проводят контрольные закупки, а также ведут мониторинг контрафактной продукции в просторах интернета, взаимодействуют с потенциальными покупателями и партнерами нарушителей. Используются и стандартные инструменты: обращения к контрольно-надзорным, правоохранительным и регистрирующим органам. При выборе специалиста по интеллектуальной собственности необходимо обратить внимание на профиль его деятельности и компетенцию. В этой категории дел есть необходимость в постоянном участии в судебной практике. Достичь успеха в этом деле можно только с помощью опытного профессионала».
Пример из судебной практики:
Клиент компании PATENTUS подал иск в суд, требуя защиты исключительных прав на товарный знак Maverick. Компания нарушитель осуществляла продажу велосипедов, маркированных товарным знаком Maverick, без получения соответствующего разрешения. Товар, этикетки и упаковки, на которых был размещен товарный знак, были контрафактными. Арбитражный суд Москвы рассмотрел иск и принял решение взыскать с нарушителя всю компенсацию в двукратном размере стоимости реализованных товаров и ровно 5 млн рублей. Официальный сайт компании PATENTUS. URL: https://patentus.ru/.
Фото: freepik.com