Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно недавним изменениям в законодательстве, некоторые виды автотранспорта должны быть оснащены контрольными приборами, называемыми тахографами. Несоблюдение этого требования для владельцев автомобилей приведет к наложению штрафных санкций. Реакция водителей и владельцев транспортных средств была неоднозначной. Большинство из них не приветствовали нововведения, считая их еще одним способом обмана, что приведет к дополнительным расходам и ненужным хлопотам. В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы: когда и зачем нужен тахограф, как он работает, какие плюсы и минусы имеет прибор и сколько это стоит.
Зачем нужен тахограф и как он работает?
Тахограф - это контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля для регистрации основных параметров движения. Его используют для отслеживания движения транспортного средства, а также для контроля хода работы водителя (время, затраченное на работу и отдых). Тахограф записывает информацию о транспортном средстве в память и хранит ее там определенное время.
Также тахограф позволяет определить, с какой скоростью движется автомобиль, какой путь был пройден за определенный период времени, сколько часов водитель затратил на работу и отдых и многие другие параметры.
Для того чтобы тахограф работал, он подключается к электросети автомобиля, а для своей работы он использует датчик перемещения, приемник GPS/Glonass для мониторинга местоположения автомобиля, модуль GPRS для передачи данных и блок криптографической защиты.
Тахограф можно установить в любой автомобиль, который используется с коммерческой целью. Например, контрольные устройства обязательно устанавливаются на автобусы и грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны. Однако, некоторые виды транспорта оснащать тахографом не требуется, например такси или спецтехника.
Важным преимуществом тахографа является то, что он защищен от редактирования и считывания посторонними лицами. Доступ к данным в памяти устройства имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Например, водители могут вводить и редактировать данные, а представители контролирующих органов – считывать информацию о допущенных нарушениях.
Цифровые тахографы, которые обеспечивают защиту от несанкционированного доступа, считаются более современными и практически не имеют недостатков. В настоящее время все новые транспортные средства, если по закону требуется установка такого устройства, оснащаются цифровыми приборами.
Таким образом, тахограф – это незаменимый контрольный прибор для коммерческих перевозок. Благодаря ему возможна отслеживание движения автомобилей и контроль хода работы водителей, а также обеспечивается защита информации о пути движения и времени работы водителя.
Понимая, что монтаж и обслуживание тахографа являются достаточно затратными процессами, многие предприниматели выражают свое недовольство новыми правилами, требующими установки прибора в случаях, когда это является обязательным по закону. Водители также не всегда в восторге от установки тахографа, особенно, если они не являются добросовестными работниками и хотят обмануть систему. Однако, если посмотреть на вопрос более глубоко, то становится очевидно, что использование тахографа может принести преимущества для всех сторон.
Одной из полезных функций тахографа является возможность отслеживания местоположения автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Диспетчер может следить за перемещением транспорта и контролировать скорость и соблюдение ПДД. Тахограф также фиксирует данные об автомобиле и сохраняет их в память устройства в течение года, а на карте водителя — в течение 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.
Технология обработки данных о маршруте является еще одной полезной функцией тахографа. Это позволяет проанализировать информацию, сохраненную в памяти устройства, и использовать ее в расчетах и отчетах. Кроме того, тахограф контролирует режим труда и отдыха водителя и сообщает ему, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха. Эти функции нередко реализуются в целях упрощения управления автопарком и обеспечения безопасности движения.
С точки зрения собственников коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках, внедрение тахографов на автомобили является необходимым критерием контроля за работой водителей. Это позволяет предотвращать простои, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения, а также повышать производительность труда и эффективность бизнеса. В то же время, водителям следует помнить о том, что использование тахографа обеспечивает безопасность движения и защищает от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталостью.
Однако использование тахографа имеет и свои минусы. В первую очередь, это стоимость покупки и установки прибора, которая может быть существенной, особенно для больших автопарков. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года, что также сопряжено с дополнительными расходами. Тем не менее, в целом, тахограф является полезным прибором, обладающим большим потенциалом для повышения производительности труда и обеспечения безопасности на дорогах.
Владельцы транспорта несут ответственность за оснащение своих транспортных средств тахографом. В связи с этим задаются вопросы по стоимости установки устройства и его комплектующих. Общая сумма установки тахографа зависит от стоимости самого прибора и цены работ по его монтажу и настройке.
Цена тахографа зависит от его марки и комплектации, включая наличие модема GPRS. В среднем, цены на приборы начинаются от 30 000 рублей. Стоимость работ по установке тахографа также зависит от комплекса выполняемых мероприятий и ценовой политики компании-исполнителя. Как правило, установка новых тахографов включает такие основные этапы, как активация модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройка (или калибровка) и тестирование. Комплекс таких работ обойдется около 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость услуг может вырасти до 13 000 рублей. Итого, цена на установку тахографа с учетом услуг по монтажу составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Также, согласно приказу №36 Минтранса, каждые три года необходимо производить поверку (повторную калибровку) тахографа. Поверка оценивается в 2000 рублей. Все расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ, которая должна осуществляться один раз в три года.
Тахограф является полезным устройством для контроля над работой водителей и обеспечения безопасности на дорогах. Применение этого прибора оправдано, если учитывать его ценные функции, несмотря на дополнительные расходы на установку и обслуживание.
Фото: freepik.com