Услуги торгового эквайринга: как организовать прием платежей по картам?
По статистике, количество владельцев банковских карт в России постоянно растет. С этим связан рост спроса на услугу торгового эквайринга, и многие предприниматели задаются вопросами о его работе, включая стандартную услугу и ее стоимость.
Стало ясно, что оплата товаров и услуг банковскими картами является одной из наиболее удобных форм расчета между продавцом и покупателем. Привычный вопрос «У вас можно расплатиться картой?» все чаще звучит в магазинах, ресторанах, кафе и других местах. Все большее количество организаций внедряет у себя торговый эквайринг, поскольку это насущная необходимость, особенно для небольших торговых предприятий, которые рискуют потерять клиентов, переходящих к конкурентам, уже установившим у себя такую удобную форму оплаты.
А что такое торговый эквайринг? В общем понимании – это возможность оплаты товаров и услуг банковской картой. Однако это определение применительно к обычным потребителям. На самом деле эквайринг – это предоставление банком специального оборудования и технологического, расчетного и информационного обслуживания предприятий для принятия платежей банковскими картами международных платежных систем Visa, MasterCard, JCB и др.
В банковские услуги торгового эквайринга включаются:
- Установка и тестирование оборудования, предоставляемого в аренду, для эквайринга в точках непосредственной реализации товаров и услуг организации-клиента.
- Бесплатное информационное обучение и сопровождение сотрудников предприятия о правилах обслуживания покупателей при приеме платежей банковских карт.
- Проверка платежеспособности пластиковой карты при проведении расчетных операций с использованием оборудования торгового эквайринга.
- Возмещение суммы операций, произведенных посредством банковских карт в срок, установленный в договоре эквайринга.
- Предоставление всех расходных материалов (чеки, слипы), необходимых, чтобы обеспечить прием платежей по картам.
- Техническая поддержка для сотрудников предприятия.
С предприятия-клиента требуется:
- Создание необходимых условий для установки предоставленного банком оборудования на своей территории.
- Прием платежей по банковским картам с учетом условий, установленных договором с банком.
- Выплата банку комиссионного вознаграждения в указанном размере и в сроки, определенные в договоре.
Предоставляемая услуга торгового эквайринга представляет собой взаимовыгодное сотрудничество банка и предприятия, обеспечивающее возможность конечному потребителю оплатить товар или услугу банковской картой.
Этот процесс является выгодным для всех участников: банку, предприятию-клиенту и покупателю. Кроме получения комиссионного вознаграждения, банк также получает выгоду от использования кредитных карт. Покупатель используя карту для оплаты, не платит комиссию, но может получать скидки или кешбэк и другие бонусы от банка. Предприятие, через эквайринг, может привлечь новых клиентов и повысить свой уровень продаж.
Тем не менее, многие небольшие торговые фирмы, прежде всего в регионах, не желают внедрять торговый эквайринг из-за необходимости выплаты комиссий банкам и не желания осваивать новое оборудование. Таким образом, они не используют очевидные конкурентные преимущества данной системы. Однако, использование торгового эквайринга позволяет улучшить имидж предприятия, расширить клиентскую базу, повысить продажи и снизить риски.
Технология работы торгового эквайринга
Процесс торгового эквайринга состоит из нескольких простых этапов. Основным инструментом является терминал эквайринга. Такой терминал может быть POS-терминалом, SmartPOS, терминалом, который интегрирован с кассовым аппаратом, или Pin-Pad-ом. Устройство постоянно поддерживает связь с банковской системой в режиме онлайн через интернет с помощью Ethernet, сим-карты или Wi-Fi.
Операция торгового эквайринга происходит следующим образом:
- Клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или на краткое растояние прикладывает её к терминалу (PayPass - технология безконтактной оплаты).
- Данные считываются с магнитной полосы или чипа карты, и происходит проверка возможности совершения платежа. Затем, запрос на оплату отправляется в банк.
- В конце процесса клиенту выдается чек, который подтверждает произведенную транзакцию и содержит соответствующую информацию о ней.
В то же время, следующие процедуры осуществляют зачисление средств от торгового эквайринга на счет компании:
- Фирма-клиент направляет банку сводные данные по операциям, произведенным с помощью банковских карт, в конце каждого рабочего дня или в другой период, предусмотренный договором.
- Банк-партнер обрабатывает эту информацию и рассылает ее по различным банкам-эмитентам.
- Средства, за вычетом банковской комиссии, переводятся на счет организации в соответствии с установленными в договоре эквайринга сроками. Это обычно занимает один-два дня.
Как подключить торговый эквайринг: шаг за шагом
Шаг 1: выберите банка-эквайрера
Первым делом, необходимо выбрать банк-эквайрер, который будет обеспечивать подключение к торговому эквайрингу. В этот момент нужно уточнить список документов, который потребуется предоставить в банк.
Шаг 2: оформите договор с банком
После этого происходит официальное оформление договора между предприятием и банком. На этом этапе прописываются все условия, обязанности сторон. Конечно же, в договоре прописывается стоимость аренды оборудования и размер комиссионного вознаграждения банка.
Шаг 3: получите уникальный номер
После подписания договора, может пройти неделя или даже месяц, и предприятию будет присвоен уникальный номер, который привязывается к расчетному счету организации.
Шаг 4: установите оборудование
Когда все юридические вопросы будут урегулированы, начинается этап установки оборудования, его тестирования и обучения сотрудников правилам пользования.
Теперь вы знаете, как подключить торговый эквайринг. Это не так сложно, как кажется. Главное – провести все этапы в правильной последовательности и своевременно.
Одним из важнейших вопросов, который волнует руководство компаний, является размер комиссии при торговом эквайринге. Банковская комиссия определяется каждым банком по своему усмотрению, в зависимости от типа товаров и услуг, которые оплачиваются. Комиссия также зависит от оборота средств, то есть чем больше платежей проходит через терминал, тем меньше будет комиссия. Крупнейшие игроки рынка, такие как «Ашан» и IKEA, не платят банковской комиссии благодаря своим огромным оборотам.
Стоимость аренды оборудования зависит от условий банка. Некоторые банки предоставляют терминалы и расходные материалы для оформления чеков и слипов бесплатно, тогда как другие банки взимают арендную плату за терминалы (до 1500 рублей в месяц в зависимости от модели терминала). При этом установка, тестирование, обучение персонала и техническая поддержка предоставляются бесплатно всеми банками-производителями.
На сегодняшний день на рынке торгового эквайринга работают более 140 кредитных организаций, в то время как большая часть терминалов и объемов платежей, приходится на ПАО «Сбербанк».
Согласно результатам 2019 года, семь российских банков входят в Топ-150 крупнейших мировых банков-эквайреров по числу платежей, обработанных через предоставленные ими POS-терминалы. Сбербанк занимает третье место в мировом рейтинге, ВТБ — 35-е место, Газпромбанк — 59-е место, Тинькофф Банк — 88-е место, Русский стандарт — 89-е место, Промсвязьбанк — 103-е место и Альфа-банк — 135-е место.
Выбор партнерского банка при торговом эквайринге является решающим фактором в эффективности этого инструмента для развития бизнеса.
Фото: freepik.com