Строительство торговых комплексов: «умные» инвестиции
В России последние 12-15 лет зародился и сформировался рынок торговой недвижимости. Несмотря на растущее число торгово-развлекательных центров, добиться насыщения этого рынка пока не удалось. В связи с повышающимся уровнем жизни и ростом объемов потребления сообщество продолжает вести строительство новых торговых центров.
Развивающийся рынок торговых центров
Торговый оборот в крупных городах, включая Москву и Санкт-Петербург, формируется не только местными жителями, но и приезжими, чей поток постоянно увеличивается. Бурное развитие городов и строительство новых районов, находящихся на значительном удалении от центра, требуют создания инфраструктуры, включая возведение торговых центров.
В то же время, владельцы крупных торговых площадей вынуждены прилагать усилия, чтобы повысить привлекательность и комфортность своих ТЦ в условиях острой конкуренции. Концепция "рынка под крышей" уже не удовлетворяет запросы покупателей, что приводит к необходимости не только увеличения количества ТЦ, но и к повышению качества предоставляемых услуг.
Согласно оценкам экспертов, рынок торговых центров в городах с населением более миллиона человек будет продолжать свой рост в ближайшие годы. При этом, при строительстве новых ТЦ необходимо учитывать не только нормы и требования настоящего дня, но и завтрашнего дня, иначе в условиях жесткой конкуренции не удастся удержаться на рынке.
В строительстве торговых центров главным является правильный выбор концепции. Для того, чтобы новая точка продаж была успешной, необходимо тщательно продумать, какие услуги будут предлагаться посетителям. На основе этих данных можно искать потенциальных арендодателей, инвесторов, покупать землю под строительство и приступать к разработке проекта.
Первоначальные исследования рынка играют ключевую роль в создании успешного торгового центра. Для этого необходимо разработать маркетинговую стратегию и позиционирование, провести всестороннюю оценку рентабельности каждой функции торгово-развлекательного центра, проанализировать различные аспекты, такие, как расположение, конкурентоспособность и настроения покупательской среды.
Выбор концепции торгового центра является одним из наиболее важных шагов, который может определить успех центра. Это решение также влияет на выбор расположения и архитектурных особенностей здания. Размытая концепция или ее полное отсутствие – главная ошибка девелоперов. Такие факторы, как неразумная планировка, неверное расположение фуд-корта, несоответствие площади центра товарообороту и количеству посетителей, недостаток парковочных мест, могут унести новый проект в течение нескольких месяцев.
Существует классификация концепций торговых центров, которые основаны на количестве магазинов и наличии дополнительных развлечений. Мономагазины, торгующие только одной маркой, не могут считаться торговыми центрами в строгом смысле этого слова и постепенно отходят в прошлое.
Мультиторговые комплексы, которые были популярны в начале 2000-х, все еще встречаются, но, среди суровой конкуренции, торговый центр, не предлагающий клиентам ни возможностей для отдыха, ни дополнительных сервисов, обречен на провал.
Люди ходят в торговые центры не только для покупок и услуг, но и для отдыха, проведения времени с друзьями. Именно поэтому торгово-развлекательные центры являются самыми популярными. Они объединяют в себе магазины, кафе, рестораны, салоны красоты, детские комнаты, кинотеатры, боулинг и другие возможности для отдыха и развлечений. Такой тип торговых центров является наиболее прибыльным и перспективным.
Строительство торгового центра: этапы и особенности
Для создания успешного и прибыльного торгового центра необходимо сотрудничество специалистов разных направлений, начиная от маркетологов и заканчивая строителями и архитекторами. Проектирование торговых комплексов является очень сложной задачей, так как еще на стадии разработки проекта необходимо учесть множество факторов, включая распланировку покупательских потоков, создание комфортных условий для посетителей и арендаторов, а также продумать все детали эксплуатации.
Обычно весь процесс строительства торгового центра, от закладки фундамента до открытия, занимает около двух лет. После этого, как правило, торгово-развлекательный центр начинает приносить прибыль, в течение нескольких лет, если все расчеты и исследования были проведены корректно и правильно интерпретированы.
Строительство торговых зданий проходит через целый комплекс этапов, каждый из которых имеет свои нюансы и требует внимательного подхода. Ниже мы рассмотрим основные этапы, необходимые для постройки успешного торгового центра.
Один из первых этапов – разработка концепции. Здесь проводятся маркетинговые исследования, на основе которых определяются потребности будущих посетителей. Необходимо также рассчитать затраты на строительство и технические характеристики здания.
Важный этап – выбор места. Это место нужно выбирать очень внимательно, исходя из размеров торгового центра и его бюджета. Важным фактором является также доступность места, потому что торговый центр, находящийся на слишком большом расстоянии, может стать непривлекательным для посетителей. Ещё нужно учитывать уровень развития инфраструктуры в местности и конкурентов, которые находятся поблизости.
На этапе разработки проекта разрабатывается архитектурный план здания. Он определяет общий вид и особенности планировки объекта а также необходимые документы для начала строительства.
Подготовительный этап невозможно обойти. Перед строительством площадку необходимо очистить, вести дренаж территории и организовать временные коммуникации. Следует также подготовить доступный подъезд к стройплощадке, соорудить подсобные помещения для строителей и доставить все необходимые материалы.
Строительство ТЦ считается самой сложной и длительной из всех стадий процесса. От укладки фундамента до внутренней и внешней отделки, максимально эффективное выполнение всех работ требует слаженной работы команды и правильной организации процесса.
Чтобы облегчить задачу и добиться качественного результата, иногда проект доверяют одной компания, которая выполняет работы от проектирования до строительства. Такой путь может позволить сократить время строительства ТЦ и минимизировать количество накладок.
Современные технологии играют важную роль в создании конкурентных преимуществ торговых центров. Красивый фасад, эффектные архитектурные решения и изысканный дизайн интерьера уже не являются основными критериями для успешности центра. Современный покупатель требует большего внимания к комфорту и безопасности, поэтому использование новейших технологий при строительстве торговых зданий становится все более необходимым.
Организация комфортного микроклимата в разных помещениях торгового центра имеет большое значение, особенно учитывая их различную проходимость. Поэтому особое внимание следует уделить системам кондиционирования и вентиляции, которые должны обеспечивать поддержание оптимальной температуры.
Организация покупательских потоков также требует инновационного подхода. Даже малоэтажный торговый комплекс должен быть оснащен эскалаторами и вместительными лифтами, расположенными в правильных местах.
Одной из важнейших задач является организация парковки, при этом необходимо сберегать пространство и улучшить само здание торгового центра. В этом смысле самые современные решения - автоматические парковки и лифтовые подъемники "ПСК Содружество", которые позволяют располагать большее количество автомобилей на ограниченной площади, улучшить эстетику здания и сделать его более удобным для посетителей.
Строительство торговых зданий - амбициозный проект, который требует крупных финансовых вложений. Однако экономия на этом этапе может привести к неполадкам в реализации идеи заказчика, а следовательно, и к снижению популярности торгового центра. Данное обстоятельство, в свою очередь, отразится на сроках окупаемости.
Стоимость постройки торгового центра может варьироваться в зависимости от таких факторов, как площадь, местоположение и наличие инфраструктуры. Так, цена на определенный объект может колебаться в пределах от 40 до 500 миллионов рублей. Стоимость проектирования обычно начинается от 500 рублей за квадратный метр и завершается на отметке в 1100 рублей за квадратный метр. Стоимость строительства начинается от 30 тысяч рублей за квадратный метр. Важно отметить, что приведенные расценки являются ориентировочными, поскольку фактические затраты могут значительно отличаться от данных цифр.
Фото: freepik.com