Самостоятельное согласование перепланировки квартиры vs услуги бюро под ключ: что выбрать?
Многие, задумывая перепланировку квартиры, часто не представляют себе трудности, с которыми придется столкнуться в процессе согласования с жилищной инспекцией. Особенно, если учесть, что ремонт и строительство связаны со значительными затратами, а затраты на согласование проекта могут еще больше ударить по бюджету. Но возможно ли сэкономить и разобраться с этим вопросом самому? В данной статье мы расскажем, как можно самостоятельно оформить перепланировку квартиры, насколько это выгодно и в каких ситуациях лучше обратиться к профессионалам.
Для согласования изменений в квартире необходимо подготовить проектную документацию и чертеж будущего плана. Однако, не все изменения требуют согласования. Так, для изменения внешней отделки, покраски стен, укладки плитки, остекления балкона и разбора антресолей, согласование не нужно. Однако, при выполнении определенных работ необходимо учитывать, что не все виды работ могут быть официально узаконены.
Следует иметь в виду, что любые работы, которые могут ухудшить жилищные условия или угрожать безопасности жильцов, запрещены. Например, перенос "мокрых зон" в жилые комнаты без гидроизоляции, снос несущих конструкций, присоединение лоджии к жилой комнате и перенос общедомового отопления на застекленный балкон, а также присоединение технических помещений и чердаков на этаже к своей квартире, являются запрещенными работами, поскольку они затрагивают безопасность и благополучие всех жильцов дома.
При заключении договора под ключ, проектная организация будет действовать по доверенности и предоставит все необходимые документы, соответствующие требованиям и специфике проекта, согласуя их с соответствующими организациями, например, с автором проекта здания. Эти специалисты доставят документы на дом и подадут заявление от имени владельца квартиры.
Если вы сами планируете согласовывать перепланировку, то необходимо подать заявку на вызов инспектора через форму на сайте. В течение 10 рабочих дней будет назначена дата осмотра готовой квартиры. Если комиссия не обнаружит нарушений, то составится акт согласования перепланировки квартиры после ремонта в четырех экземплярах: для владельца, Росреестра, Мосжилинспекции и БТИ. Владелец может сохранить только один экземпляр, в то время как акты для БТИ и Росреестра подаются инспекторами.
Однако, неизвестность требований проекта может привести к случайным нарушениям, таким, как уборка переливного порога в санузле или зашивание систем отопления в гипсокартон. Это может привести к тому, что квартиру не примут. Поэтому надежным решением является сдача квартиры инспекторам после предварительного осмотра специалистов.
Если вы решили провести перепланировку в своей квартире, то сперва вам нужно будет обновить технический паспорт.
Когда задача стоит на повестке дня, многие собственники не знают, что делать и как оформить документы корректно. Проектная организация может предложить услугу "договор под ключ", который позволяет заказчику получить готовый техпаспорт и сопутствующую документацию быстрее.
При согласовании на договор услуги, клентом необходимо только дать своё согласие и обеспечить доступ к квартире. Все взаимодействие с комиссией и приёмка осуществляются проектным бюро. Обычно специалисты проектного бюро уже знакомы с процедурой осмотра и знают, какие ошибки ремонта следует устранить перед приемкой.
Также проектная организация может сделать кадастровый учёт изменений в Росреестре, если это необходимо. Получение нового технопаспорта занимает несколько недель и все документы будут доставлены заказчику на дом в удобное время.
Важно понимать, что при любой перепланировке, которая приведет к изменению площади квартиры, необходимо обратиться в Росреестр. Процедуру можно произвести через МФЦ. Однако, стоит учесть, что кадастровый учет изменений и получение выписки из ЕГРН занимает минимум 14 рабочих дней, а процесс может растянуться на несколько месяцев.
Согласование перепланировки – довольно медленный и сложный процесс, особенно если речь идет об индивидуальных проектах, что часто бывает. Попытки сэкономить на проектной организации могут привести к отказам, множественным исправлениям при приеме квартиры, переделке ремонта и нарушению коммуникаций и стен. Исправление этих последствий обойдется гораздо дороже, чем стоимость услуг проектных организаций.
Создание проекта и подготовка документов, необходимых для подачи заявления на согласование перепланировки, для квартир площадью до 90 квадратных метров, стоит от 25 000 рублей и занимает не менее пяти рабочих дней.
Консультации специалистов, подготовка и доставка документов на дом и помощь в подписании акта о завершении работ могут обойтись в 5-10 тысяч рублей.
Стоимость согласования перепланировки квартиры заложенной по ключу включает в себя все этапы работы профессиональных проектировщиков - от разработки проекта и подачи необходимых документов до проверки качества ремонтных работ, и она, как правило, составляет в среднем 70-80 тысяч рублей. Время оформления разрешения на перепланировку квартиры включает в себя три или четыре месяца из расчета проекта.
Однако, для квартир с более сложными перепланировками, стоимость услуг подняется не менее чем на 60-120 тысяч рублей. Данное явление связано с необходимостью обращения проектировщиков к авторам проекта дома, которые не предоставляют технические заключения бесплатно.
Следовательно, при самостоятельном оформлении перепланировки квартиры, исключая упрощенное проектирование и типовые проекты, семейный бюджет едва ли сможет сэкономиться. Если у вас нет времени и желания разбираться с рутинными делами на бумаге и отслеживать каждый этап проведения ремонтных работ, вам лучше обратиться за помощью к профессионалам. В условиях жесткой конкуренции проектные бюро не завышают цены и предлагают индивидуальные пакеты услуг для каждого клиента.
Отметим, что данный материал не является публичной офертой. Цены на услуги действительны только на август 2020 года.
При решении вопроса о перепланировке жилых помещений необходимо руководствоваться главой 4 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства Москвы № 508-ПП. Причем для каждой квартиры в зависимости от этажа, архитектурных особенностей здания, состояния коммуникаций и строительных конструкций, требования и запреты могут, и будут, отличаться.
Кроме того, перепланировка может потребовать переустройства квартиры. В таком случае, нужно учитывать дополнительные требования Московского жилищного инспектората (МЖИ). Например, если вы хотите установить или заменить газовые приборы на кухне на электрические, вам понадобится техник из Мосгаза, чтобы выполнить соответствующие работы. Также, если вы решили заменить газовую плиту на электрическую, вам понадобится электропроект квартиры. Для получения справки о выделенной мощности необходимо обратиться в управляющую компанию или товарищество собственников жилья. На двухкомнатную квартиру должно быть выделено не менее 4 кВт мощности.
Составление проекта перепланировки квартиры - серьезный и ответственный процесс. Однако, в некоторых случаях можно обойтись без привлечения специалистов.
Первый случай - когда необходимо только поменять расположение сантехники, плиты, создать кладовую, сдвинуть ненесущие перегородки, не связанные с санузлом или кухней, или сделать в них проемы. В этом случае подготовка эскиза перепланировки на основе копии поэтажного плана квартиры является допустимой и более дешевой опцией, чем составление полноценного проекта. Однако, если перечисленные работы относятся к видам работ, перечисленным в пунктах 2 и 3 Приложения 1 к постановлению № 508-ПП, то требуется составление полноценного проекта.
Второй случай - если квартира находится в одном из серийных домов, то можно выбрать подходящий типовой проект из каталога ОАО «МНИИТЭП». Однако стоит учитывать, что даже малейшее отклонение от типового проекта уже требует разработки полноценного проекта перепланировки, даже если это касается только расположения сантехники.
Для разработки нетипового проекта перепланировки и переустройства жилища рекомендуется обратиться в проектную организацию, которая имеет допуск СРО - это документ, дающий право вести проектные работы. С проектной организацией следует заключить договор на авторский надзор, который вместе со свидетельством о членстве компании в СРО и другими необходимыми документами передается в жилищную инспекцию.
Для разработки проекта перепланировки помещения необходимо обратиться в БТИ. Там хранятся технический план и схемы коммуникации, на основе которых составляется проект. В соответствии с правилами, установленными ГОСТом, проект состоит из нескольких частей.
Текстовая часть, включающая пояснительную записку с общими данными, описывает архитектурно-строительные решения, перечень инженерного оборудования, а также противопожарные и шумозащитные мероприятия.
Графическая часть проекта содержит планы квартиры до и после перепланировки с экспликацией помещений, схемы водоснабжения и канализации, экспликацию полов, план расположения сантехники с трубной разводкой и многое другое.
К проекту также прилагаются база нормативной документации, рекомендации к производству работ и информационная справка. Регламенты, сроки действия проекта и запрещенные работы также содержатся в информационной справке.
Для того чтобы получить необходимые разрешения на перепланировку квартиры, необходимо разработать технический проект. Без его наличия Мосжилинспекция не примет документы для согласования. Разработчик проекта должен обладать большим опытом в согласовании перепланировок, чтобы учесть требования всех государственных органов. В противном случае, получение всех разрешений и доработка проекта может растянуться на долгие месяцы.
Вместе с техническим проектом готовится заключение о возможности проведения перепланировки. Его готовит либо инженер проектной организации, либо автор проекта дома, либо заменяющая его организация – при изменениях, затрагивающих несущие конструкции или в доме имеются деревянные или смешанные перекрытия. Мосжилинспекция или управляющая компания располагают информацией об авторстве. Если автор неизвестен или такой организации уже не существует, следует обращаться к специалистам ГБУ «Экспертный центр».
Затем проводятся замеры и доскональный осмотр квартиры, а при необходимости — соседних квартир сверху и снизу.
Когда технический проект с заключением готов, можно подавать заявление на согласование перепланировки. Физические лица могут обратиться в отделение МФЦ с заявлением или заполнить форму на сайте, прикрепляя скан-копии. В данном случае проект перепланировки должен быть заверен электронной подписью, а в проектной организации смогут окажи помощь в этом.
Оформление пакета документов для перепланировки квартиры:
- Заявление в Мосжилинспекцию (по форме из постановления Правительства Москвы № 508-ПП) с согласием всех собственников или нанимателей квартиры на перепланировку.
- Паспорта заявителя и всех собственников квартиры.
- Правоустанавливающие документы на квартиру или договор социального найма, подойдет выписка из ЕГРН (обязательно с синей печатью).
- Проект перепланировки (в двух экземплярах).
- Техническое заключение о возможности перепланировки (в двух экземплярах).
- Доверенность, если заявление подает не собственник.
- Технический паспорт на квартиру или поэтажный план и экспликация на помещение.
При оформлении перепланировки в домах, где проводилась техническая инвентаризация, паспорта и планы помещений хранятся в МосгорБТИ, и их можно получить по запросу Мосжилинспекцией самостоятельно. Если квартира находится в новом доме, и технический паспорт отсутствует или его готовление осуществляла другая организация, техпаспорт нужно заказать дополнительно. Кроме МосгорБТИ, это можно сделать через МО БТИ или Ростехинвентаризацию. Срок изготовления техпаспорта составляет приблизительно 10 рабочих дней. Если осмотр квартиры не был проведен вообще или проводился более 5 лет назад, понадобится вызвать техника из соответствующей организации для осмотра, что приведет к дополнительным расходам на оформление технического паспорта.
При необходимости согласования уже выполненной перепланировки квартиры, список документов остается аналогичным, за исключением двух пунктов. Вместо проекта перепланировки, нужно подготовить техническое заключение об оправданности и безопасности перепланировки. Подобное заключение готовит проектная организация или автор проекта дома. Технический паспорт следует принести в двух вариантах: первый паспорт до перепланировки, а новый, в котором все изменения отмечены красными линиями. Стоит отметить, что техническое заключение составляется, только если ремонтные работы уже выполнены.
При оформлении перепланировки квартиры в ипотеке, кроме стандартного списка документов, потребуется разрешение от банка, с которым заключен договор. Хотя Мосжилинспекция его не спрашивает, для того, чтобы избежать проблем с кредитом, необходимо его получить.
При согласовании перепланировки квартиры под ключ, проектировщики по доверенности займутся оформлением и подачей всех необходимых документов.
Как получить разрешение на перепланировку: порядок согласования
Согласование заявлений на перепланировку занимает от 20 до 30 рабочих дней и производится Мосжилинспекцией. Опытные проектные организации сотрудничают с административными органами, чтобы повысить шансы на получение разрешения как можно скорее.
Если перепланировка требует составления проекта и проведения авторского надзора, то вместе с разрешением на перепланировку выдается журнал производственных работ. В этом журнале содержатся необходимые технологические решения, утвержденный перечень материалов и последовательность действий. Разрешение на перепланировку действует в течение года и может быть продлено на срок, не превышающий шести месяцев.
Согласно законодательству, все изменения в конфигурации помещения должны быть занесены в новый технический паспорт и зарегистрированы в Росреестре. Только после этого процедура согласования перепланировки квартиры будет считаться завершенной.
Ниже приведены особенности и порядок действий при самостоятельном и профессиональном согласовании перепланировки квартиры.
При самостоятельном согласовании необходимо получить техпаспорт БТИ и вызвать техника для осмотра помещения. Заявление для согласования должно быть заполнено правильно, и нужно подготовить необходимое количество копий документов для их подачи в Мосжилинспекцию. Кроме того, следует обратиться в МФЦ для их передачи, а также общаться с сотрудниками контролирующих органов.
Фото: freepik.com