Глава госавтоинспекции Башкирии подвел итоги 2022 года: «Мы каждый день сражаемся за жизни людей»
Как изменилась за год ситуация со смертностью на дорогах Башкирии, почему люди продолжают гибнуть в страшных ДТП, кто кого победил в схватке с пьянством за рулем,
Как изменилась за год ситуация со смертностью на дорогах Башкирии, почему люди продолжают гибнуть в страшных ДТП, кто кого победил в схватке с пьянством за рулем, почему водители не платят штрафы, а копят долги, спасают ли жизни ограждения у проезжей части, как будет совершенствоваться дорожная инфраструктура – на эти и многие другие вопросы в итоговом интервью информационному агентству «Башинформ» ответил главный госавтоинспектор республики Владимир Севастьянов .
– Владимир Александрович, Главой Башкирии Радием Хабировым в начале этого года была поставлена задача - добиться снижения смертности на магистралях республики. По словам руководителя региона, единственным поражением 2021 года стала ситуация со смертельными ДТП на дорогах республики. Удалось ли это сделать за год? Что именно было предпринято ГИБДД?
– Да, в 2021 году действительно «выстреливали» по резонансным автоавариям федеральные дороги, это и Кушнаренковский и Благоварский районы. Прошлый год дал большой рост ДТП. В срочном порядке на межведомственной комиссии мы определились по передислокации комплексов фотовидеофиксации, и порядка 100 камер было перемещено с дорог регионального и межмуниципального значения на федеральные. Эта мера дала свои плоды – в текущем году на федеральных трассах удалось поправить ситуацию: и резонансных ДТП было меньше, и снизилось количество погибших. Все 1866 комплексов, установленных на дорогах региона, нам очень помогают «успокоить» участников дорожного движения, чтобы не превышали скоростной режим. Эта мера реально работает. Но учитывая, что к 2030 году по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» мы должны подойти с нулевой смертностью, имеющегося количества камер недостаточно. Но в том объеме, в котором они есть, Башкортостан в передовиках.
На постоянной основе устанавливаются новые дорожные знаки. Все технические средства, инженерные решения реализуются благодаря нацпроекту. Все, что установлено на проезжей части, и как она содержится, направлено на снижение смертности.
Если говорить языком статистики, то на территории республики за 11 месяцев зарегистрировано снижение основных показателей аварийности: количества ДТП – на 8,3%, погибших – на 14,4% и раненых – на 8,4%. То есть, нам удалось добиться снижения уровня смертности на дорогах на 14,4%.
– Госавтоинспекция еженедельно проводит рейдовые мероприятия. Среди них спецоперации «Штраф», «Должник», «Пешеход», «Внимание – дети!», «Мотоцикл». Каким образом массовые проверки сказываются на дорожной «атмосфере»?
– Как говорится, на войне все средства хороши, а мы сражаемся за жизни людей. Срабатывает эффект присутствия сотрудника на дороге. В любом случае, психологически это и сдерживает и дисциплинирует водителей.
В предновогодние и новогодние дни мы ежесуточно максимально выставляем посты, даже в ущерб внутренних вопросов, ведь кабинетную работу никто не отменял. Все центральные аппараты строевых подразделений, имею в виду кабинетных сотрудников, все патрульные машины работают в круглосуточном режиме.
Последние две недели показали, что поток сдерживается, и смертельных ДТП не так много. То есть, если мы до этого фиксировали минимум одного погибшего в сутки, то на протяжении нескольких дней у нас ноль погибших. Считаю, что это и наша работа тоже.
Фото:пресс-служба госавтоинспекции по РБ– На дорогах одно время стояли муляжи машин ГИБДД, сейчас их нет. Почему? Они неэффективны?
– Их было не так уж и много. Да, убрали. Во-первых, эти сооружения нужно обслуживать. Во-вторых, они находятся в прямом доступе для вандалов – их часто ломали. В-третьих, водители уже знают, где они стоят, хотя они больше рассчитаны на транзитный транспорт. Мы в этом году пошли по другому пути – начали устанавливать шериф-балки. Это приборы, похожие на сигнальное устройство автомобиля ДПС. Обычно их монтируют перед пешеходными переходами на столбах или опорах освещения, чтобы сигналы было видно издалека. На федеральных и межмуниципальных трассах уже установили 25 штук, в планах монтаж еще 38 единиц. Функция шериф-балок одна – дисциплинировать участников дорожного движения, особенно транзитных. Водитель сразу сбрасывает скорость и становится более внимательным.
– Что помогает вашим сотрудникам при установке виновника ДТП?
– Камеры «Безопасный город», «Уфанет», видеорегистраторы при разборе аварии, адекватность водителей, их объективная оценка случившегося – это тоже великая помощь. Каждое ДТП разбирается, устанавливается виновник, а в спорных случаях люди идут в суд.
– Из года в год идет борьба с «пьяными» ДТП. Ваше мнение, в этом году кто победил – нетрезвые водители или инспекторы ГИБДД? Какие меры были предприняты для недопущения нетрезвых водителей до руля?
– В 2022 году нам удалось снизить аварийность по этому виду ДТП практически на 15%. Это и за счет пропаганды, и освещения в СМИ, и физическая «поимка» этих водителей. Все же люди смотрят телевизор, читают новости – возможно, до кого-то доходит, что ни в коем случае нельзя садиться за руль пьяным. К тому же, при разборе ДТП это всегда отягчающий фактор, плюс позор и все, что с этим связано. Плюс эта проблема муссируется и на правительственном уровне – за это предусмотрены большие штрафы, лишение прав.
Практически каждый год цифра не меняется – только официально оформлено более 12 тысяч водителей в нетрезвом состоянии. Это целая «армия». А сколько еще до инспекторов не доехало. Опираясь на многолетний опыт, могу с уверенностью сказать, сколько экипажей выведешь на службу, столько и будет нетрезвых водителей. Как не прискорбно это осознавать, цифра меньше не становится.
– Почему люди позволяют себе садиться за руль пьяными? Что ими движет? Кто чаще всего так делает?
– Первое – это «авось, пронесет!». Второе – кто-то вовсе не выходит из такого состояния, имея машину под рукой. Это как с «лишенниками» – если автомобиль стоит, он все равно когда-нибудь поедет. А если человек в нетрезвом состоянии, то думает, что море по колено, съездит туда-сюда, думает, что его не задержат. Есть и рецидивисты, доводящие ситуацию до уголовной статьи, лишенные прав на 10-12 лет вперед. Но такие водители не будут 12 лет не ездить, все равно сядут за руль. Проблему эту нужно решать на законодательном уровне, определяться, что делать с такими людьми.
Как правило, за руль нетрезвыми садятся мужчины в возрасте от 35 до 50 лет. И не по тому, что они чаще женщин пьют, а потому что, как ни крути, пока их за рулем больше. В основном, судя по статистике и резонансным ДТП, это безработные граждане, страдающие от безделья. Если человеку есть что терять: достойную работу, семью, будущее детей – он воздержится. В конце концов, если принял на грудь, воспользуйся автобусом, такси, попроси подвезти друзей и близких.
– Звонят ли жители республики в ГИБДД по поводу пьяных за рулем? Удается ли оперативно реагировать на такие сообщения? Есть те, кто в соцсетях негативно относятся к предложению госавтоинспекции информировать о пьяных водителях, как вы относитесь к такой критике?
– Хочу поблагодарить за это неравнодушных граждан. Да, действительно, звонят, информацию предоставляют. За год поступило около 1 тысячи сообщений. Есть те, кто нетерпим к подобным выходкам, и если видит, что при нем водитель садится пьяным за руль, звонит. В 90% случаев такие сообщения отрабатываются с задержанием нарушителя ПДД. Те, кто возмущаются в соцсетях, скорее всего это делают необдуманно. Каждый может пострадать от таких водителей, и одним звонком человек может уберечь жизни многих людей, в том числе детей. Мне бы хотелось услышать, что они скажут, когда подобное затронет их семьи.
Фото:пресс-служба госавтоинспекции по РБ– Где в Башкирии в этом году чаще всего участники дорожного движения погибали в ДТП?
- Антилидером стали Уфа, здесь концентрация транспортного потока, преобладают наезды на пешеходов, а также Мишкинский, Иглинский, Благовещенский, Благоварский, Ишимбайский районы. Гремит Зауралье. В целом, все районы республики поражены в этом плане – кто-то меньше, кто-то больше. Тут много факторов. По чьей-то территории проходят большие магистрали, федеральные дороги. Если взять Иглинский район, он сам по себе по аварийности не аварийный, но через него проходит трасса М-5, где на участке в 56 км погибли 16 человек. Здесь есть и знаки, и парапеты, и отбойники, но, вот есть такие отрезки дорог, где играет роль и географические особенности, и уклон, и колейность. Но эта трасса пока ремонтируется, и принимать глобальные решения по ней пока затруднительно, так как все это может подвергнуться реконструкции, дорога превратится в первую категорию.
Приведу в качестве примера ситуацию, как за полгода благодаря Главе республики мы включились в совместную с заинтересованными ведомствами работу по направлению Бирск - Уфа - Янаул. Это территория Благовещенского района, где за первые полгода на территории в 39 км мы потеряли восемь человек. Радий Фаритович заинтересовался этим, и все ведомства приложили усилия в рамках своих компетенций: установили дорожные знаки, 12 камер, шумовые полосы перед перекрестками, запрет поворотов. И что мы имеем? За последние полгода на этом участке погиб один человек. Считаю, это показатель.
– Вы сказали, что в Уфе преобладающее большинство смертельных аварий – это наезды на пешеходов. Почему такой вид ДТП в городе получил распространение?
– Начнем с того, какая категория граждан в основном попадает под колеса. Это, как правило, пожилые люди «60+», которые с точки зрения пропаганды нарушений ПДД уже не научатся не нарушать. Они не доходят до перекрестка, ходят вдоль проезжей части, пересекают дорогу там, где удобно, а не там, где можно. Плюс играет роль качество вождения, как привыкли говорить, менталитет.
– Часто в сводках мелькает, что виновник аварии покинул место ДТП, бросив сбитого человека без помощи…
– Первое, что движет такими людьми, это страх за себя, это попытка уйти от ответственности. Здесь же вопрос и к состоянию трезвости водителя. Плюс, думают, что нет очевидцев, свидетелей, видео, и сойдет с рук.
Если такое ДТП произошло в городе, то есть большая вероятность, что виновника найдут. Тут и камеры помогут: по ним берется определенный отрезок времени и устанавливается машина. По оставленным осколкам можно определить марку автомобиля. Если на безлюдной трассе – тут сложнее, но если на месте ДТП что-то осталось, алгоритм действий такой же.
– В этом году было много резонансных ДТП, в том числе со смертельными исходами. Какие у вас «засели» в сердце? Почему?
– Я выезжаю сам на смертельные аварии, чтобы своими глазами убедиться в их причинах и условиях. На месте ставлю задачи по обследованию дороги, смотрю на состояние проезжей части, колейность, технические средства регулирования дорожного движения. Все эти аварии остаются в сердце: и Благоварский район , где в результате столкновения микроавтобуса и грузовика погибли шесть и пострадали 17 человек; и Бакалы , где погибли четыре девушки, Чекмагушевский район – где погибла целая семья, в том числе ребенок, из последних – Мишкинский район – в аварии скончались отец с сыном.
Фото:пресс-служба госавтоинспекции по РБ– О детях и авариях. Каких ДТП стало больше, каких меньше с участием детей?
– По детской статистке вообще сложно говорить, особенно с летальным исходом. Все такие аварии резонансные. Да, по детям в цифрах отставание по сравнению с предыдущим годом, но лучше бы вообще не было таких ДТП. За 11 месяцев погибли 14 ребят, это -12,5 процента, пострадали 491. Дети являются или пассажирами – «заложниками» ситуации, или управляют велосипедом, мопедом, самокатом, квадроциклом, или пешеходами. В результате, похоронили 14 детей, это большая цифра, это много в любом случае.
– Что делать с пробками у гимназий и лицеев в Уфе. Например, у гимназий 3 и 39, лицея №1? Отсюда и вопрос о платных парковках, особенно в центре города – почему их так и не могут внедрить в Уфе?
– По парковочным пространствам вопрос не к нам, а к администрации. Тут скорее всего, стоит вопрос финансового характера, скорее всего, в приоритете сейчас другие вопросы, которые решаются в первую очередь. Почти в каждой семье есть минимум одна машина, или даже четыре. Многих детей привозят на автомобилях, каждый пытается, в целях безопасности, высадить ребенка прямо перед входом. Еще один момент – начало уроков первой и второй смены – все приезжают к одному времени. Плюс эти учебные заведения находятся в центре города, где и без этого всегда очень плотный трафик. И если туда поставить сотрудника ГИБДД, чтобы он следил за паркующимися, проблема все равно не решится, а наоборот, вызовет негодование и критику со стороны общественности. Да и нет такой возможности – дежурить около каждого такого учебного заведения. Там с ума сойдешь делать замечания, а ведь каждый родитель считает, что поступает правильно, старается действовать в целях безопасности, но условия не всегда есть, сделать все как надо. Пока ситуация складывается таким образом. Вы обратили внимание, что у вузов нет таких проблем? Потому что, в том числе, нет обязательного времени прибытия.
– Летом на нескольких перекрестках вновь появилась вафельная разметка, правда сейчас от нее практически ничего не осталось. Она как-то себя оправдала? К слову, появились светофоры с белыми человечками – они нужны Уфе? Какие еще интересные нововведения есть или планируются?
– Вафельная разметка не является инженерным средством, это больше как подсказка водителю, нужна для порядка. Она заставляет водителя задуматься, как он будет пересекать перекресток, то есть не выезжать на него в случае затора. Статьи работают те же самые: нарушение проезда перекрестка на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию и выезд на перекресток в случае затора. Понятия «нарушение вафельной разметки» нет. В документации для тех, кто устанавливает камеры, фиксирующие нарушения пересечения перекрёстов, есть условие, что они будут содержать и разметку. Посмотрим, как будет в следующем году.
Светофоры с человечками лунного света – это ГОСТ, подсказка водителю, что при повороте направо или налево надо ожидать пешеходов. Теперь это обязательное условие при установке светофорного объекта. Со временем их будет больше.
Из нововведений, поменяли на нескольких участках дорог в Уфе режим работы светофоров на трехфазный – на улице Пушкина, у гимназии №3. На улице Бабушкина и проспекте Октября не пошло, поменяли обратно. Есть недовольство, но как показала практика, это нововведение в рамках безопасности дорожного движения и пешеходов работает.
Фото:Ксения Калинина– А так называемый «зеленый коридор» на проспекте Октября в Уфе есть?
– Нет, там установлена интеллектуальная система - работа светофоров в утренние часы, обед и вечер разная, меняется автоматически в зависимости от дорожной обстановки, подыгрывает потоку.
– Где в Уфе самые безопасные и опасные участки дорог?
– Самый безопасный – проспект Салавата Юлаева. Это магистраль, похожая на дорогу первой категории, потому что там нет разворотов, левых поворотов, все движения водитель делает через развязки, все едут в одном направлении. Там не разгонишься, так как камеры не дают. Тут водителям невозможно ошибиться, если только специально.
Самые опасные – это перекрестки, где водители поворачивают направо или налево, это проспект Октября, перекрёсток Жукова - Бикбая, исторический центр города.
– Ваше мнение по поводу ограждений вдоль дорог, которые в этом году активно убирали. Нужны ли они в городе? Могут ли спасти человеческие жизни?
– Мое мнение, они 100 процентов спасают. Тут, кстати, вопрос про возрастных пешеходов. Да, молодой парень может перепрыгнуть через забор и перебежать дорогу в неположенном месте, а вот старушка уже не сможет так поступить, и ей придется дойти до светофора, и это, возможно, убережет ее от страшных последствий. Спасают.
– В начале этого года появилась информация, что в Уфе будет работать мотобатальон, так как для этого уже закуплен служебный транспорт, а именно — мотоциклы марки «BMW». Он создан?
– Его не будет. Он не создан. Тут очень много вопросов в плане обеспечения и финансирования, обучения сотрудников, технических моментов, сезонности работы, амуниции. О нем пока речи не идет. Мотоциклы пока в гараже. Я сам езжу на мотоцикле, даже иногда приезжаю на нем на работу, и как никто другой знаю обо всех тонкостях такого вида транспорта.
Фото:пресс-служба госавтоинспекции по РБ– На какую сумму в этом году пополнился госбюджет на нарушителях ПДД? Есть ли своего рода «план» по сумме?
– В бюджет за уходящий год поступило порядка 2,1 млрд рублей. Никаких планов нет. Я вообще болезненно отношусь к установке каких-либо планов. У нас установка – исключить палочную систему и цифровые показатели. Так и работать проще – инспектор не привязан к определенному виду деятельности, у него есть понятие служебного задания, в течение дня сотрудник работает на разных перекрестках – на одних следит за встречным движением, на других за тем, как водители пропускают пешеходов и так далее.
Есть среди должников, нарушивших ПДД, свои «лидеры». Суммы разные, есть и 50-70 тысяч рублей, и 200 тысяч рублей. Люди «копят» до 150 штрафов. Во всех случаях машина арестовывается до выяснения. Выявлять должников помогает программный продукт – так называемая «Паутина». Сотрудник через планшет может подключиться к любой камере, пробить номер и выявить в потоке неплательщика, остановить его машину и заняться этим водителем.
Считаю, что по многим статьям суммы штрафов адекватные, и увеличивать их не стоит. Главное, чтобы это работало от начала и до конца, чтобы в итоге штраф был оплачен.
– Что для вас Новый год? Как будете встречать? Как будет работать ГИБДД в новогодние праздники?
– Встречать Новый год буду в семейном кругу. Это, прежде всего, семейный праздник. Для меня Новый год, если говорить в контексте работы, это определенные надежды, планы. У меня есть четко выраженная определенная стратегия действий по линии обеспечения безопасности на дорогах республики. Надеюсь, что то, о чем я думаю, сработает. Думаю, что при помощи моих коллег, сотрудников мы добьемся хороших результатов.
Что касается новогодних праздников, начиная с 1 января, у нас уже есть графики усиленного варианта несения службы, работать будем там, где это действительно необходимо: в тех направлениях, куда жители республики поедут отдыхать. Это Белорецк, Павловка, М-5 в сторону Октябрьского.
В наступающем году хочу пожелать уверенного развития, стабильности, согласия, удачи, благополучия, новых свершений, везения, реализации намеченных планов, а также всем здоровья, потому что с болеющими сотрудниками сложно что-то организовать на работе.
Фото:пресс-служба госавтоинспекции по РБ Автор:Ксения КалининаПоследние новости
Заседание рабочей группы по соблюдению прав граждан на оплату труда
В республике обсуждены меры для улучшения ситуации с задолженностью по заработной плате.
Заседание административной комиссии в Сибае
Обсуждение 35 дел о административных правонарушениях.
Заседание административной комиссии в Сибае
Обсуждение административных правонарушений в городе
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований