Дмитрий Гусев: «Стоимость бензина зависит не от нефти, а от налогов»
Цены на бензин на заправках этим летом растут стремительно. И хотя автомобилисты уже смирились с очередным скачком стоимости на топливо, такие темпы вызывают у людей не просто недоумение, а настоящий шок.
Цены на бензин на заправках этим летом растут стремительно. И хотя автомобилисты уже смирились с очередным скачком стоимости на топливо, такие темпы вызывают у людей не просто недоумение, а настоящий шок. Мы попытались разобраться в причинах таких ценовых колебаний, и за комментариями обратились к экспертам.
В министерстве торговли и услуг Башкирии ранее рассказали Башинформу о причине колебаний розничных цен на бензин. В ведомстве связывают это с увеличением биржевых цен на данный вид топлива.
По словам министра энергетики Николая Шульгинова, переработка с начала 2023 года увеличилась примерно на 4,6%, но, несмотря на рост производства топлива в России, рост оптовых цен на бензин наблюдается с середины апреля.
Ситуацию комментирует заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев :
«Вполне логично, что рост биржевых цен начал постепенно отражаться и на розничном сегменте. В некоторых регионах ценник на бензин и дизель обновлялся уже несколько раз.
В большинстве случаев в повышении стоимости автомобильного топлива винят нефтяные компании. Мол, нефтяники жируют и наживаются на высоких ценах на АЗС. Однако насколько заправки свободны в выборе цен? И влияют ли они на стоимость бензина и дизельного топлива? Попробуем разобраться.
Как уже упоминалось выше, виноват в росте цен всегда продавец. По крайней мере, так рассуждает гражданин нашей страны. Однако если начать разбираться в ситуации, то становится очевидно, что около 65% в стоимости любого литра топлива составляет налог на добычу полезных ископаемых, акциз, налог на добавленную стоимость.
Это базовые налоги для пополнения бюджета, и государство лишь один раз (в 2018 году) решилось на короткий промежуток времени снизить акцизы. Кроме того, еще и ставка НДС была поднята с 18 до 20%.
Получается, что основные причины изменения цен на топливо лежат в нашем «Белом доме» - именно Правительство России определяет правила игры на топливном рынке, устанавливает налоги и их размеры. Ведь бензин и дизтопливо — это источник для пополнения налоговой базы.
Например, возьмем налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который привязан к стоимости нефти на иностранных рынках. Если растет стоимость нефти и/или падает курс рубля - растут и налоги, а точнее их доля в литре бензина. Самое удивительное, что по факту на стоимость бензина больше влияет Центральный банк и Министерство финансов, нежели Министерство энергетики России.
Вторая проблема — это отсутствие связи между переработкой нефти, оптовым (биржевым) рынком топлива и розничным рынком — рынком АЗС, на котором мы все заправляемся. С 2018 года рост цен на заправках так называемым «Протоколом Козака» ограничен уровнем инфляции. Причем, индексировать цены можно ежеквартально. Соответственно, какой уровень инфляции — а от нефтяников он не зависит — такая и будет цена на заправке.
То есть получается, что биржевые и розничные продажи живут каждый своей жизнью. А как же тогда работают правила рынка? По оценкам экспертов, маржа независимых АЗС уже близка к нулю. Выходит, что и нефтяники, и независимые продавцы топлива не имеют большой прибыли, а выживают зачастую благодаря продажам сопутствующих товаров, еды и напитков.
2022 год показал, к примеру, что инфляция в стране составила почти 12%, а самый ходовой АИ-92 подорожал только на 0,2%. То есть, за прошлый год по отношению к другим группам товаров бензин значительно подешевел, особенно, если ваша зарплата тоже индексируется.
Третья причина — постоянно растущая налоговая нагрузка на нефтяной сектор. Кроме непосредственных налогов на топливо существует множество других, от НДПИ — налога на добычу полезных ископаемых — до экспортных пошлин. Все налоги и сборы идут в доход государства.
От тонны добытой и переработанной нефти для оператора — нефтяной компании — остается значительно меньшая доля доходов, нежели, чем государству, причем, это не зависит от того, частная нефтяная компания или государственная. Поэтому обвинения нефтяникам как основной причине роста цен на нефть несколько бессмысленны — основной доход оператору скважин, нефтеперерабатывающих заводов и АЗС не остается.
Но всегда есть альтернативы бензину и дизель, например - газ. Причем, вариантов газового оборудования огромное количество — и СУГи (пропан и бутан), и компримированный метан, и сжиженный метан. Как правило, газ в 1,5-2,5 раза дешевле, чем дизтопливо и бензин. На установку метанового оборудования сейчас выдается государственная субсидия, так что вы его можете установить бесплатно. Да и текущая стоимость газа в 15-19 рублей за литр гораздо приятнее для глаза.
Если правительство нашей страны дает возможность за счет дорогого бензина и дизельного топлива ездить на дешевом газе — нужно к этому прислушиваться, а не сетовать на стоимость моторного топлива.
Так что итог один — стоимость бензина, как в анекдоте, зависит не от нефти, а от налогов, которых в стоимости литра более двух третей».
Последние новости
Заседание рабочей группы по соблюдению прав граждан на оплату труда
В республике обсуждены меры для улучшения ситуации с задолженностью по заработной плате.
Заседание административной комиссии в Сибае
Обсуждение 35 дел о административных правонарушениях.
Заседание административной комиссии в Сибае
Обсуждение административных правонарушений в городе
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований